20.01.2016

Школьники слагают оды - об овце, корове и …навозе

В преддверии Всероссийской сельскохозяйственной переписи организованная Иркутскстатом викторина для школьников «Я знаю сельское хозяйство» дала возможность юному поколению продемонстрировать свои знания об аграрном секторе. Один из самых молодых, десятилетний Тимофей Фокин, по его словам, с радостью согласился участвовать в викторине: «Стыдно не знать о сельском хозяйстве, когда живешь в поселковой местности». Ответы он предварил кратким напутствием самому себе: «Ну, начнем». Как тут не вспомнить знаменитое гагаринское «Поехали»!
Тимоша Фокин удивил своим не по годам обстоятельным подходом, стремлением все разложить «по полочкам». С фотографии на нас смотрит деловой человек в строгом костюме с галстуком (кстати, в других просмотренных на сегодня письмах снимки отсутствуют). В письме Тимофея есть фото-иллюстрации животных, птиц, сельхозтехники. Один из немногих участников викторины, он абсолютно правильно назвал все категории сельхозпроизводителей. А перечисляя аграрные профессии, дал собственное толкование многим из них. Вот как, например, он трактует сельских Айболитов: «Любовь к животным и соблюдение норм этики – основные качества, принадлежащие ветеринару. Ведь его пациенты – животные. А они, как известно, не могут пожаловаться на своего врача или же поменять его». Еще одно из определений: «Селекционер – лицо, которое вывело, выявило и усовершенствовало сорт растения, породу животного или штамм микроорганизма».
Специалисты статистики приступили к предварительному рассмотрению полученных ответов, предвидя серьезные проблемы с обработкой большого массива информации. По состоянию на 18 января в Иркутскстат поступили ответы от 50 участников викторины. Масса писем получена 19-го числа. И в завершающий день для приема ответов (20 января) ожидается шквал школьной активности.
Из предложенных 12-ти вопросов некоторое затруднение вызвал вопрос о категориях хозяйств. Встречаются весьма оригинальные ответы, кое-кто из школьников вспомнил канувшие в Лету колхозы и совхозы, кто-то решил ввести свою классификацию в зависимости от уровня товарности. А в число сельскохозяйственных животных порой включается птица, называются экзотические для Иркутской области ламы и слоны, а также домашние (собака и кошка) или, напротив, не одомашненные, дикие звери.
Но зато по другим вопросам многие школьники, обратившись к разным источникам информации, показали не только умение находить нужные данные, но и вполне серьезный, системный подход.
Современные школьники многое знают об аграрном секторе. Что-то узнать от участников викторины могут даже маститые специалисты сельского хозяйства. Помнят ли они, что к злаковым культурам, кроме ржи, пшеницы, овса и т.д., относятся также полба, дагусса, могар, чумиза? И не все, наверно, слышали о такой технике, как грядообразователи и гребнеобразователи.
Ответы бывают разные. Один из вопросов викторины был о птицах: «Про кур Вы, наверно, знаете. А других птиц содержат в хозяйствах? Каких именно птиц?». Вот как ответил на него Михаил Белькович, учащийся 9 класса из с. Усть-Кульск Тулунского района. «Безусловный лидер по степени распространения – курица. Широко популярны утки, гуси, индюшки. Немалую нишу занимают перепелки, цесарки, голуби. Более экзотическим вариантом являются страусы и фазаны». Отвечая на вопрос «Для чего разводят овец?», Михаил как будто оду о них слагает. А в следующем ответе воспевает корову, называя ее источником удобрений. И с ним трудно не согласиться. «Именно коровий навоз лучше всего удобряет землю и питает ее необходимыми минералами. …не просто эффективное экологически чистое удобрение, это основа процветания традиционного сельского хозяйства. … обладает уникальными свойствам …высушенный навоз является дешевейшим и эффективным экологически чистым топливом, из навоза также производят биогаз, его используют для создания стройматериалов (саманные дома) и т.д.».